Воспитание детей раннего возраста - условия полноценного воспитания!А что вообще понимается под этим словом «воспитание»?Подавляющее большинство семей связывают воспитание с приучением ребенка к дисциплине, порядку, разумеется, с наказанием – дети же должны понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Небольшое количество семей считают, что необходимо заниматься самовоспитанием, потому что они уверены – ребенок в точности копирует поведение родителей. Нужны ли, в таком случае, дополнительные меры воздействия, чтобы скорректировать воспитательный процесс?

На самом деле воспитание детей раннего возраста не связано с конкретными вопросами и ответами на эти вопросы – нет готовых рецептов, как нет двух одинаковых людей, детей или семей. Но абсолютно верно одно – воспитание лежит в самом климате семьи, в той домашней атмосфере спокойствия и благополучия или напряжения и страха.

Именно та общая атмосфера дома, в котором мы росли, вспоминается нам в будущей жизни, когда мы с улыбкой или с содроганием в сердце обращается к нашему детству.

Иногда эта домашняя атмосфера семейной жизни меняется, в зависимости от внешних обстоятельств или от того, что родители стареют, а дети вырастают… Но, тем не менее, в каждой семье существует некий семейный климат, способный влиять на воспитание ребенка больше всяких похвал, наказаний и даже собственных примеров мамы и папы.

Однако, роль специальных методов и приемов в воспитании ребенка тоже очень важна, и первое главное значение здесь имеет наличие у ребенка авторитета. Заслужив уважение у ребенка своим мудрым обращением, силой своего характера, проявлением любви и нежности, мы можем направлять его поведение в то русло, которое выберем.

Ведь ребенок будет копировать поведение уважаемого родителя. Только будем помнить о том, что каждый день нужно доказывать ребенку свое право быть для него авторитетом. Несколько неверных поступков – и он разрушен. Избегайте также того авторитета, который завоеван силой и заставляет ребенка дрожать от страха. Поверьте, при самом первом удобном случае ребенок освободится от власти.

Теперь пришла пора поговорить о наказаниях и их роли в процессе воспитания.

Затрагивая эту тему, важно помнить и о поощрении. Эти два элемента – разные стороны процесса воспитания. Нельзя только наказывать ребенка – это негативно скажется на его психическом развитии, вселит страх перед родителями в его душу.

Чрезмерное обращение к наказаниям заставляют ребенка, наоборот, сопротивляться – делают его боязливым, капризным, упрямым, хитрым и изворотливым. Кроме того, наказание должно следовать сразу же после проступка. Иначе оно теряет актуальность и становится бессмысленным. И самое важное: наказание никогда не должно приводить к полному разрыву доверительной связи между родителями и детьми.

Трудно представить, какое душевное падение испытывает бедный ребенок, когда он вместе с наказанием «теряет» родителей. Страшное одиночество, унижение, шок – в целом, потерю и унижение себя, что в последствии приводит к самобичеванию.

Будем помнить, что, наказывая ребенка, мы стремимся откорректировать поведение малыша, а не травмировать его душевный мир. Поэтому, будем относиться к наказаниям очень осторожно и применять по принципу «редко, но метко».

Будет гораздо лучше похвалить и поощрить ребенка всякий раз, когда он заслуживает этого. Жаль, что этот прием воспитания часто забывается. А ведь в целом, одобрения и повалы должно быть гораздо больше, чем неодобрения и наказания. Только так наказание возымеет свое воспитательное воздействие и не нарушит целостность внутреннего мира ребенка.

Воспитание ребенка в семье, где растет один ребенок, и в многодетных семьях, идет по-разному.

Единственного ребенка любят, оказывают ему всяческое внимание и нередко балуют. У него нет опыта тесных взаимоотношений с коллективом детей. Правда, этот опыт компенсируется садиком или школой, но все равно не в полной мере. В многодетной семье другие проблемы.

Часто дети ревнуют родителей друг к другу, и, как следствие, воюют за право быть самым лучшим и любимым. Как быть? В обоих случаях родителям нужно создать общее пространство любви, обратившись друг к другу. В этом пространстве – своеобразном домашнем очаге дети и будут находить тепло, любовь и внимание, так необходимые каждому. И мера этой любви будет черпаться самим ребенком, а значит, никогда не будет чрезмерной или недостаточной.

Огромная роль в воспитании детей принадлежит бабушкам и дедушкам, которые, совсем необязательно, живут вместе с вами. Именно бабушки и дедушки «подхватывают» детишек, когда нам хочется сходить в кино и театр, когда нужно работать даже по выходным или когда детки заболели. Именно бабушки и дедушки вносят свою долю эмоционального тепла и доброты, чтобы наполнить внутренний душевный резервуар ребенка.

Бывают, конечно, семьи, где бабушки и дедушки, чтобы завоевать «мнимый» авторитет у детей, подрывают авторитет родителей. Они разрешают детям делать то, что запретили родители. Однако, в тех семьях где удалось решить все спорные моменты и прийти к согласию, бабушки и дедушки намного обогащают внутренний мир ребенка и расширяют его кругозор. В таких семьях дети учатся терпимости, прощению, взаимопониманию и любви.

Вот в целом все, что касается воспитания ребенка. Осталось лишь подвести черту.

Итак, главной составляющей воспитания ребенка является семейная атмосфера в доме, основанная на уважительных и доверительных отношениях между родителями, бабушками и дедушками, где никто не унижает авторитет другого в глазах детей, где родители любят друг друга, чаще поощряют и лишь иногда наказывают ребенка и никогда не разрушают его доверия к взрослым.