Что делать, если ребенок не может оставаться один даже ненадолго и постоянно требует присутствия мамы?Попытайтесь понять, чего опасается малыш? Возможно, это вызвано со страхом потерять маму и остаться одному.

Или в прошлом были ситуации, когда ребенок оставался один и попадал в беду — оказался один в больнице, испугался, а мамы рядом не было, чтобы успокоить…

Малышу необходимо вернуть чувство стабильности мира. Ребенку нужна определенность, поэтому если уходите, обязательно сообщайте, куда идете и когда вернетесь.

Важно также, чтобы в отсутствие мамы с ребенком оставался кто-то из близких, с кем у него также есть тесный эмоциональный контакт. Почаще повторяйте ребенку, что вы его любите.

Почему дети боятся одиночества

Боязнь оставаться в одиночестве даже на короткое время может быть связана с такими причинами:

1. Ребенок не может долго находиться без мамы.

Когда мама вне зоны доступа малыша, то есть он не чувствует ее присутствия, то ощущает тревогу. Физический разрыв с мамой провоцирует не сознательную мысль, а глубокий эмоциональный импульс. Это характерно для детей младше 3-4 лет.

Разлука с мамой воспринимается негативно на уровне инстинкта. Такие эмоциональные всплески задерживают взросление и развитие детей. Ну и, конечно же, доставляют дискомфорт родителям, которые вынуждены всегда быть в поле зрения малыша.

2. Неготовность к повышенной ответственности.

Оставляя ребенка одного, родители хотят воспитать в них самостоятельность и независимость. Но потом задаются вопросом, почему же ребенок 5 лет боится оставаться один. Ответ прост: он не готов к этому.

Рядом со взрослыми ему комфортно и безопасно, а в одиночестве — тоскливо и страшно. Он понимает, что нужно делать что-то очень сложное: в буквальном смысле — следить за самим собой. Но пока не знает, как именно это сделать.

Психологи рекомендуют не оставлять одних детей младше 7-8 лет.

3. Расставание как наказание.

Если родители практиковали такой вид наказания, как тайм-аут (когда ребенка выводят в другую комнату, чтобы он подумал о своем поведении), то одиночество для него может ассоциироваться с наказанием.

Разорвать эту устойчивую связь будет непросто, ведь в течение нескольких лет тайм-аут был эффективным инструментом угомонить малыша. А теперь длительность паузы увеличилась, да еще и мама не просто в соседней комнате, а ее вообще нет дома.

4. Дети иначе воспринимают временные отрезки.

Совсем не так, как взрослые, поскольку они по-другому ощущают течение времени. Что для взрослого всего лишь полчаса, для ребенка — временная пропасть. За эти несколько десятков минут взрослый человек может разве что приготовить яичницу, а ребенок переделает кучу дел, испачкается, устанет и даже уснет.

Вспомните, как реагировал ваш малыш, когда вы его забирали из детского сада последним. Наверняка он недовольно ныл или даже устраивал истерики из-за вашего 5-минутного опоздания. Потому что каждая из этих минут была наполнена тоскливым ожиданием и тянулась бесконечно долго.

Кстати, постоянные опоздания родителей могут стать причиной нежелания посещать детский сад.

5. Неприятие одиночества.

Речь не о том, что одиночество вызывает страх. Скорее, речь о неприятии этого состояния. Ребенок может совершенно не бояться оставаться без мамы. Но ему невыносимо трудно быть одному — скучно, неинтересно.

Но в какой момент возникает страх? Пережив несколько раз уход мамы из дома, ребенок боится повторения этой унылой паузы. Ожидание неминуемого одиночества его расстраивает и пугает.

6. Ребенок думает, что его бросили.

Причем не бросили навсегда, а просто временно проигнорировали. Оставаясь дома один, он ощущает себя непричастным к хлопотам и делам, которыми заняты взрослые. У них свои дела, а у ребенка — лишь молчаливое созерцание захлопнувшейся двери.

Но ведь в большинстве случаев ребенок может составить отличную компанию — как во время визита к стоматологу, так и в походе за продуктами. Поэтому если есть малейшая возможность его не оставлять одного дома, лучше ею воспользоваться.

7. Чувство незащищенности.

Оно возникает, когда между ребенком и родителями нет доверительных отношений и эмоциональной близости. А на доверии к маме и папе базируется целый спектр детских эмоций — чувства комфорта и безопасности, гармонии и умиротворения.

Маленький человечек пребывает в состоянии хронического стресса, и вынужденное одиночество лишь усугубляет его.

8. Запугивание.

Мама пугала ребенка Бабайкой, чтобы тот поскорее заснул. Папа грозился, что из шкафа вылезет крокодил, если малыш полезет к полкам. А бабушка рассказывала, что в ванной живет Кикимора, поэтому с водой лучше не баловаться.

Интересно, как же ребенку после всего этого не бояться оставаться одному, и не просто в доме, а даже в своей комнате? Более того, дети могут пронести эти страхи через всю жизнь — навязанные образы чудовищ выльются во всевозможные фобии.

9. Боязнь пожара, потопа, землетрясения.

Если родители не следят за чистотой информационного фона, в котором растет ребенок, то рискуют столкнуться с неврозом на пустом месте. Взрослые не замечают включенного телевизора, который транслирует новости — одна страшнее другой.

Они занимаются своими делами, а ребенок все мотает на ус. Позже, когда он остается в одиночестве, в памяти всплывут ужасные картинки пожаров и разрушенных домов. Как же тут не бояться?

10. Заболевания нервной системы.

Боязнь оставаться в одиночестве может быть проявлением различных заболеваний нервной системы или расстройства психики.

Поэтому никогда не помешает показать ребенка врачу — неврологу, психотерапевту. Если по их профилю проблем не найдется, значит, проблема чисто психологическая. Родителям придется решать ее самостоятельно или обратиться к психологу.

Четкий план действий — лучшее лекарство от страха

Главная причина, почему ребенок 6-7 лет боится оставаться один, — неуверенность в том, что он справится в случае форс-мажора. Если младшие детки еще не осознают опасность всевозможных ситуаций, которые могут случиться в отсутствие родителей, то старшие уже прекрасно осведомлены.

Они знают, что такое пожар и как быстро по квартире распространяется дым… Поэтому их страх уже вышел из плоскости иррационального — они боятся вполне реальных вещей.

Задача родителей — перед уходом выдать четкие инструкции, как поступать в той или иной ситуации:

  1. У ребенка должно быть средство связи: телефон, планшет или компьютер с мессенджерами.
  2. Добавьте в список контактов людей, которым может позвонить ребенок, если вы не услышите его звонка или ваш телефон разрядится. Это могут быть бабушки/дедушки, друзья ребенка и их родители, крестные и другие люди из близкого окружения.
  3. Не забывайте пополнять счет на телефоне ребенка, не отключайте интернет на время своего ухода.
  4. Повесьте на холодильник список экстренных номеров: полиция, скорая, служба спасения и пр.
  5. Познакомьтесь с соседями, чтобы в критической ситуации ребенок мог обратиться к ним за помощью.
  6. Проработайте сценарии поведения в разных ситуациях: задымилась или искрит розетка, пахнет газом, на улице сильная гроза и т. д. Пропишите алгоритм действий на листочке, положите его на видное место.
  7. Закрывайте дверь на все замки, когда уходите. Но у ребенка должна быть возможность выйти из квартиры.
  8. Если в дверь стучат, ни в коем случае нельзя открывать. Также опасно сообщать, что родителей нет дома. Оптимальная фраза: «Папа дома, но он спит, и я не могу его позвать».
  9. Иногда злоумышленники могут предварительно позвонить в домофон и попросить позвать взрослых к телефону. Ребенок должен попросить перезвонить позже, потому что, опять-таки, папа спит. Потом надо связаться с родителями и рассказать о звонке от незнакомого человека.
  10. Установите запреты: не брать в руки спички/зажигалку, не подходить к окну, не выходить на балкон, не купаться в ванной пока родителей нет.
  11. Уберите потенциально опасные предметы из поля зрения ребенка.

Один дома: советы родителям

Чтобы дети спокойно оставались дома одни и не боялись, обязательно информируйте их, как долго будете отсутствовать. Заведите будильник на время вашего возвращения и постарайтесь успеть или хотя бы перезвонить домой до сигнала. И вообще, периодически звоните. Каждые полчаса-час — столько, сколько будет необходимо ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Оставляйте детей с каким-то занятием: интересным мультиком или фильмом, с домашним заданием, увлекательной игрой, пазлом или книгой.

Также важно не высмеивать страхи ребенка, особенно перед другими людьми. Издеваться в стиле «Маша у нас еще маленькая, она даже дома одна боится оставаться» недопустимо! Так обычный детский страх можно превратить в психологическую травму.