Не ругаем, а объясняем!Как объяснить ребенку полутора — двух лет, что нельзя щипать и кусать других людей?

Отвечает педагог-психолог:

— Для малыша это нормальный способ выражения агрессии и любви. Возможно, он не осознает, что делает больно или неприятно. Ему нужно дать это понять. Если ребенок укусил маму или другого ребенка, спокойно скажите малышу: «Маме (Мише, Кате…) больно». На время остановите игру.

Приведите сравнения: «Ты человек, а кусаются волки и крокодилы. Ты же не крокодил?» Необходимо учить ребенка выражать свои эмоции другими способами (завизжать, потопать ножками, погрозить пальчиком и т. п.). Никакие запреты не помогут, так как ребенок кусает и щипает не от того, что он плохой, а от того, что не знает, как поступить.

Ребёнок «плохо» себя ведёт – капризничает, грубит, проявляет агрессию, дерётся, получил двойку, что-то рассыпал, разлил, сломал – первая реакция взрослых, как правило, «на автомате» – это поругать.

Нам кажется, что если мы поругаемся, то поведение ребёнка изменится. Иногда оно, и правда, меняется, но ненадолго, а иногда становится даже хуже и приходится ещё больше ругаться…

Всё дело в том, что ругаясь, мы не уделяем должного внимания обучению.

А ведь это и есть одна из важнейших задач для нас, родителей — обучить ребёнка тому, с чем он пока не справляется, что у него не получается, чего он пока ещё не умеет. Ведь если ребёнка поругают за то, что он чего-то не понимает, то лучше он понимать этого не станет.

Если чего-то не умеет – от ругани он этому не научится. Если не понимает какие-то очевидные взрослому последствия или опасность – от ругани он так и не поймёт, чем это опасно, почему так нельзя и как правильно.

  • Ревнует к брату/сестре – ревность никуда не денется.
  • Злится на родителей – злость никуда не испарится, а только приумножится.
  • Не справляется с учёбой – лучше в предмете он разбираться не станет.

Если он что-то уронил, рассыпал или сломал – от ругани он не станет более острожным или ловким, да и потом – разве у взрослых никогда ничего не падает, не ломается и не проливается?

Никто от этого не застрахован! Какой смысл ругать?

Если ребёнок нежелательно себя ведёт – задайте себе вопрос:

«Как я могу НАУЧИТЬ его вести себя по-другому?»

  • Объясните
  • Покажите
  • Помогите
  • Научите

Да, объяснять и показывать иногда приходится много раз. Но ведь и ходить ваш ребёнок научился не сразу – понадобилось время. Вы же не ругали его, пока он этому учился? К малышам у нас как-то больше терпения, умиления и поддержки.

Вместо ругани обучайте ребенка – это прекрасная помощь ему в том, чтобы он знал, как действовать в той или иной ситуации правильнее, лучше, безопаснее, разумнее.

Представьте, что вы только-только учитесь играть на пианино, рядом с вами сидит учитель и твердит:

  • Ты как руки держишь?
  • Неправильно!
  • Здесь не этот аккорд!
  • Ты каким местом думаешь?
  • Плохое звучание!
  • Нельзя так ноты брать!
  • Это никуда не годится!

И другой пример:

  •  Локоточки подними выше.
  • Тут нужна нота «До».
  • Возьми аккорд ля минор.
  • Пальчики закругли.
  • Тут нужно звонко и громко.
  • Тут нажми тихонечко.
  • Уже намного лучше, скоро получится!
  • Что тебе непонятно?

Совершенно два разных подхода, правда?

В одном – учитель констатирует: всё плохо, неправильно, не так. Говорит раздражённо, недовольно. НЕ объясняет и не помогает научиться тому, что пока непонятно.

Во втором – фокус учителя на том, КАК помочь, объяснить, показать, поддержать. Говорит спокойно, доброжелательно, уточняет – что непонятно? В чём нужна помощь?

Это метафора разных подходов к воспитанию.

А как чаще всего делаете вы?

  • Ребенку пока сложно это понять или освоить, нужно время и ваше терпение.
  • Он забывает, т.к. для него это неважно, а важно для вас – помогите ему помнить.
  • Делайте это вместе (не вмесТО), пока он не научится.
  • Спросите: «Чем я могу помочь?» «Что тебе непонятно», «Какое ты видишь решение»?
  • Он думает: «Что толку стараться, мои старания не замечают, только ругают» – отмечайте вслух за хорошее, хвалите – пусть поверит, что у него получается, он справляется.
  • Он упрямится, т.к. ему хочется показать своё «Я» – помогайте ему проявлять свою волю (личную силу) в течение дня в разных ситуациях.
  • Когда ребёнок чувствует с вами эмоциональную связь – он более покладистый и с ним легче договориться!