Как объяснить ребенку полутора — двух лет, что нельзя щипать и кусать других людей?
Отвечает педагог-психолог:
— Для малыша это нормальный способ выражения агрессии и любви. Возможно, он не осознает, что делает больно или неприятно. Ему нужно дать это понять. Если ребенок укусил маму или другого ребенка, спокойно скажите малышу: «Маме (Мише, Кате…) больно». На время остановите игру.
Приведите сравнения: «Ты человек, а кусаются волки и крокодилы. Ты же не крокодил?» Необходимо учить ребенка выражать свои эмоции другими способами (завизжать, потопать ножками, погрозить пальчиком и т. п.). Никакие запреты не помогут, так как ребенок кусает и щипает не от того, что он плохой, а от того, что не знает, как поступить.
Ребёнок «плохо» себя ведёт – капризничает, грубит, проявляет агрессию, дерётся, получил двойку, что-то рассыпал, разлил, сломал – первая реакция взрослых, как правило, «на автомате» – это поругать.
Нам кажется, что если мы поругаемся, то поведение ребёнка изменится. Иногда оно, и правда, меняется, но ненадолго, а иногда становится даже хуже и приходится ещё больше ругаться…
Всё дело в том, что ругаясь, мы не уделяем должного внимания обучению.
А ведь это и есть одна из важнейших задач для нас, родителей — обучить ребёнка тому, с чем он пока не справляется, что у него не получается, чего он пока ещё не умеет. Ведь если ребёнка поругают за то, что он чего-то не понимает, то лучше он понимать этого не станет.
Если чего-то не умеет – от ругани он этому не научится. Если не понимает какие-то очевидные взрослому последствия или опасность – от ругани он так и не поймёт, чем это опасно, почему так нельзя и как правильно.
- Ревнует к брату/сестре – ревность никуда не денется.
- Злится на родителей – злость никуда не испарится, а только приумножится.
- Не справляется с учёбой – лучше в предмете он разбираться не станет.
Если он что-то уронил, рассыпал или сломал – от ругани он не станет более острожным или ловким, да и потом – разве у взрослых никогда ничего не падает, не ломается и не проливается?
Никто от этого не застрахован! Какой смысл ругать?
Если ребёнок нежелательно себя ведёт – задайте себе вопрос:
«Как я могу НАУЧИТЬ его вести себя по-другому?»
- Объясните
- Покажите
- Помогите
- Научите
Да, объяснять и показывать иногда приходится много раз. Но ведь и ходить ваш ребёнок научился не сразу – понадобилось время. Вы же не ругали его, пока он этому учился? К малышам у нас как-то больше терпения, умиления и поддержки.
Вместо ругани обучайте ребенка – это прекрасная помощь ему в том, чтобы он знал, как действовать в той или иной ситуации правильнее, лучше, безопаснее, разумнее.
Представьте, что вы только-только учитесь играть на пианино, рядом с вами сидит учитель и твердит:
- Ты как руки держишь?
- Неправильно!
- Здесь не этот аккорд!
- Ты каким местом думаешь?
- Плохое звучание!
- Нельзя так ноты брать!
- Это никуда не годится!
И другой пример:
- Локоточки подними выше.
- Тут нужна нота «До».
- Возьми аккорд ля минор.
- Пальчики закругли.
- Тут нужно звонко и громко.
- Тут нажми тихонечко.
- Уже намного лучше, скоро получится!
- Что тебе непонятно?
Совершенно два разных подхода, правда?
В одном – учитель констатирует: всё плохо, неправильно, не так. Говорит раздражённо, недовольно. НЕ объясняет и не помогает научиться тому, что пока непонятно.
Во втором – фокус учителя на том, КАК помочь, объяснить, показать, поддержать. Говорит спокойно, доброжелательно, уточняет – что непонятно? В чём нужна помощь?
Это метафора разных подходов к воспитанию.
А как чаще всего делаете вы?
- Ребенку пока сложно это понять или освоить, нужно время и ваше терпение.
- Он забывает, т.к. для него это неважно, а важно для вас – помогите ему помнить.
- Делайте это вместе (не вмесТО), пока он не научится.
- Спросите: «Чем я могу помочь?» «Что тебе непонятно», «Какое ты видишь решение»?
- Он думает: «Что толку стараться, мои старания не замечают, только ругают» – отмечайте вслух за хорошее, хвалите – пусть поверит, что у него получается, он справляется.
- Он упрямится, т.к. ему хочется показать своё «Я» – помогайте ему проявлять свою волю (личную силу) в течение дня в разных ситуациях.
- Когда ребёнок чувствует с вами эмоциональную связь – он более покладистый и с ним легче договориться!