Не вредно ли раннее развитиеЗависит от того, насколько глубоко вы практикуете этот вид дошкольного образования. Если ваш малыш в 4 года читает на трех языках и делит в уме трехзначные цифры, ему, безусловно, будет сложно в школе.

И дело не только в его опережающих школьную программу знаниях, школа — это и новые люди, общение с ними. И в данном случае способность налаживать контакты, отстаивать свои интересы и проявлять интерес к окружающим напрямую влияют на процесс адаптации ребенка.

Посчитают ли вашего вундеркинда выскочкой или нет, будет зависеть от него самого. Еще один важный аспект: не будет ли такому «знайке» скучно в школе? Скорее всего.

Сами учителя порой советуют родителям не усердствовать с подготовкой к первому классу, иначе в школе ребенок будет скучать на занятиях и искать выход своей энергии не в учебе, а где-то еще.

Но не стоит полностью отбрасывать идею раннего развития. Можно построить его таким образом, чтобы оно не дублировало школьную программу, а формировало личность ребенка.

Что представляет собой раннее развитие?

Как правило, под термином «раннее развитие» чаще всего понимается развитие интеллектуальных функций, опережающее средневозрастные нормы.

При этом предполагается, что в результате специальной развивающей деятельности со стороны педагогов, родителей и психологов часть этих функции (например, мышление, внимание, память, речь) может достигнуть более высокого уровня развития за меньшее время, чем обычно. Все это выглядит достаточно привлекательно. Но в чем же тут загвоздка?

Негативное влияние раннего развития

Феномен раннего развития является неоднозначным. По мнению большинства специалистов, развитие ребенка должно быть, прежде всего, своевременным. Это связано с тем, что развитие во многом зависит от созревания головного мозга.

Конечно, можно попытаться научить годовалого младенца самостоятельно читать, но какой в этом толк, если отделы мозга, отвечающие за эти функции, еще недостаточно развиты? Именно поэтому многие детские врачи скептически смотрят на то, что обычно называют «ранним развитием».

О пагубном влиянии раннего развития можно говорить тогда, когда его цели недостаточно прозрачны. Например, родители могут пытаться с помощью ребенка реализовать в жизнь свои не сбывшиеся мечты.

Они возлагают на него огромные надежды, нагружают его бесконечными развивающими занятиями и непосильными задачами, так, что на обычную игру у малыша просто не остается времени и сил. С рождения он изучает несколько языков, с года ходит на йогу, в двухлетнем возрасте обучается алфавиту.

Казалось бы, все это должно пойти на благо ребенку и сделать в будущем из него достаточно успешного человека. Но в результате под гнетом давящих родительских ожиданий ребенок еще с малых лет постоянно чувствует себя усталым, измотанным, ничего не хочет и теряет ко всему интерес.

Родителями, отдающими предпочтение раннему развитию, чаще всего руководят такие эмоции, как:

  • тревога по поводу того, что они не успеют вовремя сделать что-то важное для малыша;
  • страх, что они не смогут дать ему то, что сделает его успешным и счастливым;
  • чувство вины, связанное с тем, что из-за этого они будут чувствовать себя «плохими» родителями.

В итоге при таком подходе получается так, что нечто одно обязательно развивается за счет чего-то другого. Естественные потребности ребенка в развитии процессов воображения, игре, научении пониманию своих эмоций, взаимодействию со взрослыми и другими детьми приносятся в жертву развитию его интеллектуальных способностей.

Все это в последствии чревато возникновением психических проблем. Дети-«вундеркинды» испытывают значительные трудности в процессе социальной адаптации. Им трудно находить язык со своими сверстниками.

Они сталкиваются с проблемами, обусловленными недоразвитостью эмоционального интеллекта, нехваткой способностей понимать свои собственные чувства, а также эмоции и мотивы других людей.

Своевременное развитие ребенка

Любознательные, активные дети, которые любят узнавать что-то новое и увлеченно занимаются изучением окружающего мира, как правило, достигают больших успехов в развитии.

И эти успехи, как и позитивное отношение к обучению, закрепляются на длительный срок в том случае, если развитие ребенка протекает ненасильственным, естественным путем. А если говорить точнее, в соответствии с возрастом, интересами, склонностями и способностями ребенка.

Родителям, которые как можно скорее хотят научить своего ребенка читать, считать или писать, следует помнить, что для гармоничного развития важен не сам факт овладения этими навыками, а, скорее, общий уровень познавательной активности малыша.

Прежде всего, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, необходимо учитывать основную деятельность, которая для разных возрастных периодов будет различной.

  • С момента рождения и до достижения ребенком возраста одного года такой деятельностью является эмоциональное общение с матерью. Новорожденный еще не понимает речи, но уже в 1—2 месяца он заметно оживляется при виде ее и постепенно научается общаться с ней посредством эмоций. Такое общение улучшает настроение малыша и повышает его активность, что, в свою очередь, стимулирует развитие всех остальных функций психики.
  • С года до трех лет основной деятельностью ребенка становится манипулирование различными предметами. Малыш развивается, играя с игрушками и другими интересующими его предметами. Он учится использовать их по назначению или же изобретает собственные способы обращения с ними. При этом считается, что ребенок развивается тем лучше, чем больше манипуляций с одним и тем же предметом он может придумать.
  • В дошкольном возрасте основным занятием ребенка выступает сюжетно-ролевая игра. Развитие в это время должно быть построено в контексте данной деятельности, тогда оно будет наиболее эффективным. В игре ребенок примеряет на себя различные роли, подражает взрослым, героям и персонажам мультфильмов. Он развивает мышление, творческие навыки и воображение, придумывая сюжеты игр. Учится взаимодействовать со сверстниками в самом процессе игры.
  • Наконец, учебная деятельность начинает играть главную роль в возрасте семи лет, когда ребенок идет в школу.

По мнению психологов, важно, чтобы занятия, предлагаемые ребенку, соответствовали ведущей деятельности текущего возрастного периода, они должны быть вписаны в ее контекст. Тогда развитие ребенка будет гармоничным, а сам ребенок — счастливым.