Первый опыт самостоятельностиТак получилось, что мне пришлось перенести небольшую операцию, после которой в течение двух недель нельзя было поднимать тяжести.

Очень повезло, что дочка (1 год и 4 Месяца) уже умела ходить.

В первое утро, когда мы остались одни, я предложила дочке самостоятельно вылезти из кроватки, которая была придвинута ко взрослой кровати. Малышка без проблем преодолела маршрут от своей постельки до пола через родительскую кровать.

Умываться дочке также пришлось в мисочке, которую я поставила на табуретку. И обуваться мы научились стоя, держась за маму. А на стул для кормления залезали поэтапно: сначала дочка по моей просьбе взбиралась на кресло, потом на его подлокотник (конечно, я ее поддерживала), после чего перешагивала в придвинутый к креслу детский стул. Таким же образом вылезала обратно.

Когда же малышке хотелось забраться на меня, чтобы посмотреть, к примеру, как там варится суп, то приходилось отвлекать ее играми. Ну а если дочка настойчиво просилась ко мне на руки, я объясняла: «У мамы болят ручки, пойдем лучше поваляемся вместе на кровати».

Возможно, все это время дочка чувствовала, что от ее правильного поведения зависит что-то очень важное, поэтому и относилась к моим просьбам удивительно серьезно и ответственно.

Кстати, приобретенный опыт очень пригодился моей любимой крохе в дальнейшем.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка?

Воспитание самостоятельности у младшего поколения начинается с воспитания родителей самих себя. Для начала важно уяснить, что ребенок – это личность, и родители должны помочь сформировать ее, ведь они лучше всех знают особенности своего чада.

Когда взрослые решают все вопросы за детей, оценивают каждый шаг, они берут ответственность за их жизнь на себя. Елизавета Филоненко, автор книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», считает, что формирование навыков самостоятельности у детей строится на 5 основных принципах:

  1. Уверенность родителей: взрослые должны быть уверены в силах ребенка, но на практике получается иначе. Для кого-то несамостоятельные дети удобны: за них можно сделать так, как нужно сразу, не опасаясь за результат. Родители должны помнить, что их задача дать удочку, а не накормить рыбой.
  2. Поддержка: дети проявляют свою самостоятельность, когда родители к ней еще не готовы. И здесь главное не обрубить желание ребенка резкой фразой или суровым взглядом. Важно поддерживать ребенка в его начинаниях, так он быстрее станет самостоятельным.
  3. Развитие навыка: бывает, что мамы и папы настолько активно проявляют свою поддержку, что у ребенка просто нет условий, в которых он может показать, что в силах сам справиться с задачей. Чтобы дети научились самостоятельности, для начала родителям нужно стать менее активными.
  4. Правильные границы: чтобы ребенок проявил свой навык, он должен столкнуться с соответствующей ситуацией. Родители должны дать понять, что там, где ребенок может сделать что-то сам, взрослые за него делать этого не будут. Если ребенок отказывается выполнять действия, для него должны наступить соответствующие последствия: так он получит ответ от внешнего мира на свои поступки. Если ребенка пугает масштаб действий, задачу необходимо разделить на несколько этапов. Например, можно начать с уборки определенного пространства в комнате, а не всего помещения сразу. Эксперты не рекомендуют освобождать детей постарше от домашних обязанностей: они должны понимать, что родители работают, и быт никто не отменял, даже, если все члены семьи заняты.
  5. Формирование образа ребенка как самостоятельного человека: от родителей зависит, будет ли ребенок всю жизнь цепляться за мамину юбку или станет самостоятельным и независимым. Важно сформировать положительный образ, отмечать хорошие поступки не просто похвалой, но и развернутым обоснованием, за что конкретно вы его хвалите .

Специалист по личностному развитию, психолог, коуч Елена Сидорина считает, что самостоятельность в ребенке нужно начинать развивать в 2 года. В 3 года стремление стать самостоятельным уже набирает обороты. Дитя все чаще повторяет «я сам», и, если не поощрять его инициативу, он вырастет ленивым. По мнению эксперта, родителям, в первую очередь, нужно избегать авторитарного стиля управления и гиперопеки, которые мешают ребенку принимать решение самому.

Чтобы облегчить «борозды правления» можно использовать следующие приемы:

  1. Расслабьтесь и осознайте, что дети должны иметь собственный опыт. Важно усваивать уроки с раннего детства, иначе во взрослой жизни встречи с проблемами могут обернуться серьезными последствиями.
  2. Станьте другом своему ребенку: не все его поступки будут соответствовать представлениям родителей о том, как правильно что-то делать. Дети оценивают происходящее по-своему, поэтому важно научиться принимать ситуации такими, какие они есть.
  3. Будьте наставником: ребенок должен чувствовать поддержку от взрослых. Это помогает ему быстрее осваивать навыки. Говорите: «Давай я покажу тебе, как нужно сделать, и мы сделаем это вместе».
  4. Научитесь радоваться достижениям малыша: положительные эмоции наполнят энергией не только ребенка, но и вас.
  5. Слушайте и пойте любимую музыку, когда занимаетесь с ребенком: обучение самостоятельности требует терпения и выдержки от родителей. Чтобы тревога не одолевала вас, пойте и слушайте любимые песни.
  6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой: это поможет вам расслабиться, привести в норму физическое и психическое состояние, снять стресс, чувство тревожности, справиться с бессонницей, улучшить внимание и память.

В общении с ребенком важно интересоваться его мнением, и, если это необходимо, мягко корректировать его действия. Например, поинтересуйтесь у него, почему важно мыть руки или почему он сложил вещи подобным образом. Обращайте внимание на собственное поведение: дети копируют действия родителей.

Начните с бытовой самостоятельности: пусть ребенок сам надевает и снимает одежду, моет руки, умывается по утрам и т.д. Научите заботиться о старших: попросите поднести какую-то вещь, поделиться чем-либо. Как только этот этап будет пройден, можно переходить к следующему – выполнению обязанностей по дому.

Все задания должны быть по силам ребенку и прививать ответственность не только за себя, но и за ближнего: попросите покормить домашнее животное, полить цветы.