А ваш ребенок готов к школеПридя в первый класс, дети попадают в другой мир. Жизнь вчерашнего дошкольника кардинально меняется.

Ему нужно не только осваивать чтение, письмо и математику, но и приспосабливаться к новому распорядку дня, усваивать правила поведения, привыкать к учителям и одноклассникам. Успешность маленького человека в школе во многом зависит от его психологической готовности к обучению.

По мнению специалистов, чтобы обучение в массовой школе проходило легко, мало развивать только интеллект. Понадобятся и другие качества: умение подчинять свои действия правилам (волевая готовность), осмысленное желание учиться (мотивационная готовность), умение работать в коллективе (социальная готовность).

Лучше заранее, в идеале — за полгода до поступления в первый класс, провести профессиональную диагностику уровня школьной зрелости. С помощью наших тестов вы сможете самостоятельно проверить будущего первоклашку.

Важно выбрать подходящее время выполнения заданий: ребенок не должен быть усталым или взвинченным, его настроение должно располагать к совместным занятиям. Тесты необязательно выполнять «за один присест», можно сделать это с перерывом в несколько часов или дней.

Внимание! Наша методика не является настоящим научным тестом. Это всего лишь инструмент для элементарной проверки готовности ребенка к школе. Он позволит родителям нащупать проблемные точки, но для получения индивидуальных рекомендаций нужно обратиться к специалисту — детскому психологу.

Готовность ребенка к школе

Есть несколько блоков, по которым можно оценивать готовность будущего первоклассника. Среди них:

Педагогическая готовность. Это те самые учебные навыки, о которых вспоминают в первую очередь, когда говорят о готовности к школе: чтение, письмо, память. Но только чтения и письма для готовности мало, важны и другие — во многом даже более значимые — факторы.

Физиологическая готовность. В первую очередь обращаем внимание на развитие крупной и мелкой моторики — это основа всех высших психических функций и когнитивного развития. Обращаем внимание, насколько ваш ребенок:

  • Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (ест вилкой и ложкой, сам чистит зубы, одевается, расстегивает и застегивает пуговицы, завязывает шнурки);
  • Хорошо ориентируется в пространстве, бегает, прыгает, сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов;
  • Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами;
  • Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет координированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги.

Социально-психологическая готовность. Усвоение социальных норм, правил, выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Личностно-мотивационная готовность. Определяется уровнем эмоционально-волевой зрелости — это про умение справляться со своими «хочу». Что помогает развитию познавательной и мотивационной сфер дошкольника:

  • Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей;
  • Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка;
  • Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра;
  • Поручение посильных домашних обязанностей;
  • Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование).