Базаров и Одинцова. Ирония любви.Базаров встал и стремительно подошел к окну.

— И вы хотели бы знать причину такой сдержанности, вы желали бы понять, что во мне происходит?

— Да, — сказала Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.

— И вы точно не рассердитесь?

— Нет.

— Нет? — Базаров стоял к ней спиною. — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились.

Жаль, что такая трепетная сцена заканчивается испуганным «Вы меня не так поняли Одинцовой и болью влюбленного Базарова. Вот что странно: как могли Анна и Евгений поменяться ролями?

Нигилист приносит себя в жертву на алтаре любви, открыв свою душу, а женщина, воспитавшая себя по заповедям «отцов» невольно надевает маску палача. Попробуем разобраться.

Евгений Базаров — убежденный нигилист. Хотя, скорее, убедивший себя в этом. Человек, упрямо следующий правилам, которые он сам для себя создал.

Циничный, а порой и вульгарный юноша, считающий, что от понравившейся женщины нужно «добиваться толку», а все движения души, называемые влюбленностью и любовью – сущий вздор. И он влюбляется! «Глупо, безумно…».Как же так? Куда подевались его убеждения, улетучились?

Вся суть кроется в показном характере Базаровского нигилизма.

Слепо следуя оригинальным для своего времени правилам, юноша и сам не знает, во имя чего он это делает. Евгений просто упрямо не хочет вести себя, как все. Но в итоге естество человеческой души берет свое. Стена фиктивного нигилизма рушится перед истинным холодом.

Холодом души Анны Одинцовой. Ведь перед тем, как произнести слова любви, Базаров в глаза говорит этой женщине, что она не способна полюбить. Он правда так считает.

И чем лучше он осознает этот факт, тем сильнее разгорается в его груди пламень запретных чувств. В итоге «вулкан взрывается». Базаров, наступая на горло собственному мировоззрению, признается Одинцовой любви и не получает взаимности.

А что же Анна?

Она, вроде, не является ни нигилисткой, ни коварной сердцеедкой. Почему она не способна полюбить? Ответы скрыты в ее прошлом. До замужества, после смерти отца, тогда еще Локтева обязана думать и просчитывать каждый шаг, чтобы выжить.

Уже тогда разум берет власть над чувствами, на которые попросту нет времени, а порой и права. Ее первый муж, «очень богатый человек примерно лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой», был лишь спасительной веткой, вытянувшей ее из деревенской трясины.

Вскоре он умирает и оставляет ей богатое наследство. Так Анна становится той самой Одинцовой, которую Аркадий и Евгений увидят на балу. Умна, красива, собрана… Но пуста. Без чувств ее жизнь превратилась в алгоритм действий.

В ее имении все идет «как по рельсам». Да, благодаря этому Анне удобно жить, а Базарову и Кирсанову приятно гостить у нее… Но ней в этой жизни сока. Только прочный каркас, твердая опора. Вот почему в разговоре с Евгением женщина называет себя старой, уставшей. Не мудрено постареть во цвете лет, когда ты заморозила свою душу.

Душа – бессмертное Божье творение, заключенное в плоть. Когда мы не даем ей говорить, мы убиваем в себе частичку бессметного божественного начала. Так, как это сделала Одинцова.

Ну вот… Можно сказать, маски сорваны. Никто не менялся ролями, каждый показал свое истинное «Я». Итог печален… Базаров умирает, разочаровавшись в своих взглядах, во внезапно вспыхнувшей в нем любви, во всем… И все же, юноша относится к своей кончине так же просто и небрежно, как некогда к жизни. А Одинцова…

Одинцова выходит замуж. «Создает семейный очаг»?… Нет. Создает сильный союз, не более. Хотя на мой взгляд, этот «союз» явно проиграет в наших глазах, если сравнить его с браком по искренней взаимной любви. Такие браки заключаются на небесах. Небесные узы нерушимы.

А документ с печатью — всего лишь бумага, которая со временем рассыплется в труху и исчезнет, будто и не было вовсе. Ровно так же уйдет из жизни умная, красивая, сильная, но бездушная Одинцова. Ведь только душа способна пылать, не взирая на время. А тело истлеет и превратится в НИЧТО.

Что бы ни говорили про любовь, она есть. Это не животное влечение, это движение души – бессмертного божественного начала в человеке.

И порой лучше рано умереть, почувствовав это трепетное «шевеление», как Базаров, нежели прожить долгую жизнь, как Одинцова , которая несомненно проживет долго, но так и не вкусить этого сладкого плода.