Детский сад: нелегкий выборБольшинство родителей сходятся во мнении, что отдавать ребенка в детский сад все-таки стоит. Хотя бы на пару лет перед школой. Но в какой?

Что такое «хороший детский сад»?

Л. К. Трифонова: Это тот детский сад — куда с радостью и желанием идет ребенок. Тот, где соблюдается его право на достойное воспитание, обучение, медицинское обслуживание и заботу со стороны взрослых. Выбирая детский сад, нужно узнать, по какой программе он работает.

Но главное — найти воспитателя, к которому ребенок пойдет с удовольствием.

Л. П. Холодкова: Педагоги в таком саду работают с удовольствием, а значит, и дети чувствуют себя комфортно.

Чему должны научить ребенка в детском саду?

Л. Ю. Трифонова: Первая задача — воспитание у детей доброты, чувства взаимопомощи, коллективизма, патриотизма. Вторая — развитие умственных и физических способностей. Но, конечно, нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И. В. Серегина: Все дети по-разному развиваются, один быстрее, другой — медленнее. Поэтому приводить какие-то нормы было бы неправильно. Нужно давать возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, тогда и результат будет. Вот, к примеру, чтению в детском саду не учат. Однако есть занятия по звуковой культуре речи, благодаря которым многие в подготовительной группе сами начинают читать.

Л. П. Холодкова: В детском саду закладываются основы интеллектуального, эстетического и физического развития детей. Все занятия должны проводиться в игровой форме. Важно также научить детей соблюдать правила. Нередко бывает так, что дома все позволено, и ребенок просто не понимает, почему «внешняя» жизнь не подчиняется его желаниям… В то же время важно предъявлять детям разумные требования.

По каким программам работают детские сады? И. В. Серегина: Например, наш — по программе Васильевой. Но дополнительно мы используем парциальную программу О. Л. Князевой и М. В. Моханевой. Ее цель — приобщение детей к истокам русской культуры.

Воспитатели уже в ясельных группах поют малышам потешки и пестушки: когда укладывают спать, умывают лицо или моют руки. Ребятам это нравится, они успокаиваются, а параллельно запоминают песни. Лети постарше участвуют в концертах, театрализованных постановках. Так они не только приобщаются к национальной культуре, но и становятся раскрепощенными, свободными.

Л. П. Холодкова: Преимущество частного сада в том, что он может сам выбирать программу. Например, у нас реализуется программа междисциплинарных исследований международного бакалавриата, рассчитанная на детей от трех до десяти лет.

Она не заменяет, а дополняет отечественную систему образования. Суть ее — воспитание толерантности, уважения, честности, независимости, любознательности. Ведь мы хотим видеть детей активными, творческими, уверенными, способными понимать все достоинства и недостатки окружающего мира.

Какая оздоровительная работа проводится в детских садах?

И. В. Серегина: Наш детский сад — комбинированного вида. Есть обычные обще развивающие группы и специальные — для детей С ортопедическими заболеваниями.

Мы используем закаливающие процедуры: топанье по камушкам в тазу с водой, хождение по соляной дорожке, по прогретому шунгитному камню (древний уголь, который благоприятно влияет на костные ткани).

Утренняя гимнастика проводится во всех группах, а коррегирующая — с каждым ребенком по индивидуальной программе (в зависимости от диагноза). Помимо этого — ЛФК, массаж, физиопроцедуры, бассейн.

Л. П. Холодкова: У нас дважды в год все дети проходят диспансеризацию. А дальше, что называется, по списку: оказание стоматологических услуг, плавание (свой бассейн), массаж, лечебная и дыхательная гимнастики, лечебная физкультура, физкультминутки, воздушные ванны, фито-, физио- и витаминотерапия, кислородные коктейли, закаливание, прогулки дважды в день, диетический стол по показаниям.

Семейный детский сад — новая форма дошкольного образования. Что это такое? Это не просто структурное подразделение государственного дошкольного учреждения. Это особый стиль жизни, иной способ существования. При выборе детского сада родители ориентируются в первую очередь на воспитателя. В нашем случае семейный воспитатель — мама.

Выполняя свои повседневные обязанности (уборка, стирка, готовка), она должна еще и распланировать занятия с детьми, то есть развивать, обучать, играть и, конечно, воспитывать их. Причем все нужно делать с любовью — без этого не добиться положительных результатов.

Как строится работа семейного детского сада? В чем его плюсы?

И. В. Серегина: Мама как занималась своими детьми, так и занимается, но уже в другом статусе и под руководством профессиональных педагогов. Самой ей, может, и в голову бы не пришло, что можно провести такое занятие, как рассказ по картине.

Но старший воспитатель из детского сада помогает ей составить план работы, расписывает все буквально по дням. В нашем детском саду, к примеру, пять структурных подразделений «Семейный детский сад». Постоянную связь с ними мы поддерживаем с помощью Интернета.

Маме-воспитателю не нужно думать, где взять необходимую литературу или иллюстративный материал — все это есть на сайте. Через систему «онлайн» она может и вопросы задать, и отчет о работе отправить.

А. Ф. Заркуа: Я могу выделить несколько плюсов. Во-первых, это неплохая прибавка к семейному бюджету. Во-вторых, возможность наработки стажа, так как мама оформлена на должность семейного воспитателя с записью в трудовой книжке.

В-третьих, постоянная поддержка специалистов дошкольного образования в воспитании и обучении детей, причем бесплатная, что немаловажно.

В-четвертых, для многодетной мамы это выход на новый уровень жизни, развитие ее способностей, потенциальная возможность для профессионального роста. Наконец, это огромная радость для детей, которых растит, учит и воспитывает самый дорогой и любимый в их жизни человек.

А что все-таки можно сказать о минусах?

А. Ф. Заркуа: Программы по организации семейных детских садов пока еще только шлифуются. К отрицательным сторонам стоит причислить те споры, которые возникают между мамой и бухгалтерией при оформлении и сдаче чеков на продукты питания. Это очень больной вопрос для многих семей.

Ну и человеческий фактор остается человеческим фактором, то есть взаимоотношения между людьми не всегда складываются ровно. Очень многое зависит от руководства дошкольного учреждения. К счастью, нашей семьи это не коснулось. Весь коллектив Центра развития ребенка (детского сада № 183) поддерживает и понимает нас.

В чем плюсы и минусы государственных дошкольных учреждений?

Л. К. Трифонова: Государственные детские сады имеют годами сформированную систему организации. Руководители несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Четко соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормы, питание осуществляется по сбалансированному меню, контролируется количество витаминов и калорий, получаемых детьми.

Вышестоящие организации (Роспотребнадзор, эпидемиологи, пожарные и др.) регулярно проверяют работу государственных детсадов. Воспитатели повышают квалификацию на курсах каждые пять лет. Минус — большое количество ненужных бюрократических издержек.

И. В. Серегина: Основной плюс государственного детского сада — возможность социализации детей. Важно, чтобы штат работников был полностью укомплектован. А если воспитатель вынужден не только проводить занятия, но и ходить за питанием, мыть посуду, от этого страдают дети. Серьезная проблема некоторых муниципальных садов — большое количество детей в группах.

Преимущества и недостатки частного детского сада?

Л. К. Трифонова: Частные детские сады больше учитывают индивидуальность ребенка, как правило, занятия проводят разные педагоги. Но, как показывает практика, у детей из частных садов бывают проблемы с дисциплиной.

Л. П. Холодкова: В частном детском саду больше возможностей для полноценного развития ребенка. Это касается и бытовых условий, и состава преподавателей, и качества медобслуживания. Весомый плюс — небольшое количество детей в группах.

Я считаю, оптимальный вариант — 12 человек. Это не слишком мало для того чтобы развивать навыки коммуникации у детей. И в то же время есть возможность осуществлять индивидуальный подход, отслеживать динамику развития каждого ребенка.

А недостатки частного образования возникают, если оно заканчивается детским садом. Важно, чтобы сохранялась преемственность и из подготовительной группы дети могли плавно перейти в первый класс.

В какую сумму обходится родителям пребывание ребенка в детском саду?

Л. К. Трифонова: В частных детских садах родители подчас не понимают, что они платят не столько за воспитание и обучение детей (зарплата педагогам), сколько за коммунальные услуги но содержанию здания (электричество, вода, арендная плата, договора с организациями и др.). Отсюда и принципиальная разница в оплате.

Л. П. Холодкова: Стоимость за частный детский сад примерно 30 000-50 000 рублей в месяц. Немало. Но родители прекрасно осознают, за что платят. Неслучайно в хороший детский сад они приводят и второго, и третьего ребенка. И. В. Серегина: За детей, которые ходят в обычные группы, родители платят 770 рублей в месяц, за посещение спецгруппы — 990 рублей.

Виды дошкольных учреждении

  • Детский сад. Используется традиционная система воспитания и обучения.
  • Детский сад с приоритетным направлением в развитии (художественно-эстетический, этнокультурный, физкультурно-оздоровительный и др. Используются парциальные программы по выбранным направлениям.
  • Детский сад (центр развития ребенка). Программы воспитания и обучения ориентированы на одаренных детей.
  • Детский сад комбинированного вида. С массовыми общеразвивающими и специализированными группами.
  • Детский сад компенсирующего вида. Для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Детский сад санаторного типа. Как правило, для детей с определенными заболеваниями: туберкулезными, кардиологическими и др.
  • Семейный детский сад. Открывается на базе государственного детского сада и рассчитан на многодетные семьи.
  • Частный (коммерческий) детский сад. Находится на самоокупаемости. Государственные детские сады могут предоставлять дополнительные платные образовательные услуги при наличии соответствующей лицензии. Путевки в государственные детские сады выдает окружная комиссия по комплектованию.