Как вызвать у ребенка интерес к чтениюКниги издревле считались источниками знания. Уважение и интерес к ним не ослабевал никогда. Однако, мир технического прогресса изменил это отношение, особенно у детской аудитории.

Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия.

Чтение книги настоящего художественного содержания заставляют читателя размышлять, познавать, вникать в суть, таким образом, формируя нравственный, духовный мир ребенка.

Книжное чтиво же, которое в огромном количестве заполняет книжный рынок, напротив, воздействует лишь на эмоции детей, заставляет быстро откликаться на описываемые события и также быстро стирает их из памяти.

Оно не затрагивает глубинных процессов психики маленького человека, и поэтому оставляет неразвитым и недвижимым целый механизм духовных и душевных структур, напрямую влияющий на общее нравственное развитие ребенка.

В итоге, нетрудно представить себе сегодняшнее поколение детей беспечного и легкомысленного типа, формируемое, неосознанно конечно, результатом работы нашей книжной индустрии, а также теми организациями или их отсутствием, которые пропускают на книжный рынок низкокачественную литературу в таком огромном количестве.

Развитие интереса к чтению

Как хочется, чтобы дети, живущие в мире, где царит культ денег, где никто не задумывается о развитии маленького читателя в самом глубоком понимании, а просто делает бизнес, получили все-таки это самое развитие. Для этого необходимо с самого младшего возраста формировать читательский вкус.

А, как всякий вкус (допустим, в еде), читательский вкус формируется только одним путем – «пробуя блюда» различного и разнообразного качества и предпочитая те, которые нравятся.

Другими словами, чтобы выбрать ту или иную книгу, необходимо, во-первых, много читать, во-вторых, знакомиться с различными жанрами, авторами, темами, формами литературы, и в-третьих, владеть элементарной техникой чтения.

Только, пожалуй, самым главным для формирования читательского вкуса является интерес к чтению. Развивать этот интерес необходимо с самого раннего возраста, например, когда вы полугодовалому малышу даете подержать в руках книжку.

Немалую роль здесь играет личный интерес родителей к книгам. Именно они, первые воспитатели, непроизвольно «заражают» детей чтением книг и такой интерес является самым стойким и сохраняется на всю жизнь.

Начинайте читать книги как можно раньше. Если вы чувствуете, что малыш не понимает смысла, попросту рассматривайте картинки.

Следите за тем, чтобы иллюстрация соответствовала содержанию. Помните, что иллюстрация – это искусство. Она обязательно носитель ценностного содержания для маленького ребенка, следовательно, качественная иллюстрация – один из критериев выбора книги.

Формирование интереса к чтению

С самого раннего детства воспитывайте уважительное отношение к книгам, пусть для них будет предусмотрена специальная полка, не допускайте пренебрежительного отношения, когда ребенок рвет или бросает книги.

Если это происходит (по правде сказать, это произойдет, поскольку это естественная манипуляция с предметами на раннем этапе жизни ребенка), склейте книгу, пусть «раненая», но она будет служить, не допускайте выбрасывания книги в мусорное ведро, поднимайте книгу, когда вы увидите ее на полу, если малыш проигнорировал вашу просьбу поднять ее.

Таким поведением вы даете понять, что книга – особая вещь в доме, совсем не игрушка.

Читайте детям вслух, выразительно подчеркивая характеры, настроения, взаимоотношения героев. Постепенно малыш заинтересуется, начнет узнавать книги, сам будет вам приносить наиболее полюбившиеся.

Обратитесь к классической детской литературе – знаменитым сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», литературе К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, С.Михалкова и другим авторам.

Читайте детям ежедневно, таким образом, вы сформируете хорошую привычку. Самое удобное время для чтения – перед сном.

Однажды, годам к 5-6, ребенок сам попросит вас научить его читать. Это говорит о том, что на данный период времени интерес к чтению огромен, малыш крайне позитивно относится к книгам, они – неотъемлемая часть его жизни.

Когда ребенок научится читать, не торопитесь сказать: «Теперь ты умеешь, поэтому читай сам». Так скорей всего интерес к книгам потухнет, потому что самостоятельно эта задача для ребенка пока непосильна. Продолжайте выращивать маленького читателя.

Читайте по очереди. Пусть большая часть текста все-таки будет прочитана вами. Будьте терпеливы, и однажды ребенок сам возьмет инициативу в свои руки. А вот выбор литературы в книжном магазине по-прежнему в вашем ведении. Разнообразие – вот что должно являться главным критерием выбора.

Чем старше становятся дети, тем способности мышления тоньше. Обсуждайте прочитанное, пусть ребенок не только расскажет вам, о чем он прочитал, но и выберет понравившегося героя, оценит его действия, выскажет предположения о том, как дальше развернутся события. Если ребенок читает книгу, вам незнакомую, обязательно прочтите ее, чтобы оценить качество, ведь вы более опытный читатель.

В книгах собран огромный опыт человечества, накопленный тысячелетиями. Книга на печатной основе останется актуальной уже просто потому, что в ней «между строк» скрыто то духовное содержание, которое способны почувствовать и осознать лишь грамотные читатели.

Такие люди во все времена были и будут носителями этой способности, а также просто образованными и интересными собеседниками.