Знакомство детей старшего дошкольного возраста с открытым огнемВ учебно-методическом пособии по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» (Н.Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) одним из основных является раздел «Ребенок дома».

В нем говорится о том, что детей необходимо знакомить с прямыми запретами и умением правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для них.

К предметам, которыми категорически запрещается пользоваться детям, авторы относят спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы.

Педагогу рекомендуется применять объяснения, из которых ребенок должен усвоить, что этими предметами могут пользоваться только взрослые, а также использовать прямые запреты — ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички.

Дети и огонь

Но запреты не всегда адекватно действуют на детей. Доказательством тому служат данные, которые приводят в ежегодной статистике по детскому травматизму, связанному с пожарами.

Поэтому, помимо запретов, необходимо знакомить детей с правилами поведения в экстремальных ситуациях в быту (уметь пользоваться телефоном в случае возникновения пожара, уметь потушить начинающийся пожар, используя различные способы и т.д.).

Данная проблема особо актуальна для детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в стенах детского дома. Знакомство воспитанников детского дома с огнем целесообразно проводить на специально организованных обучающих занятиях для выработки и закрепления у них соответствующих знаний и навыков.

В условиях дошкольных учреждений педагоги могут проводить занятия со свечами и костром, формируя у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой, а также с целой группой детей. На них, в зависимости от возраста детей, знакомят с историей использования огня, его свойствами, его ролью в жизни человека (согревает помогает готовить пищу, защищает охотников от животных, освещает помещение).

Проводят эксперименты с разными предметами (горят —не горят, быстро или долго загораются, горит сухое или мокрое). Педагог обращает внимание на дым и на специфический запах от горящих предметов. У детей воспитывается понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя. Благодаря знакомству со свойствами открытого огня его пользой и красотой дети усваивают степень его опасности, понимают его красоту и пользу.

Знакомство со свойствами огня можно проводить в разной последовательности, близкой педагогу. Начинать лучше со свечей, наиболее привлекательны эти занятия в предновогоднее время. Многообразие форм, расцветок, величины свечей помогает закреплять у детей знания сенсорных эталонов.

Упражнения со свечами развивают эстетическое чувство, успокаивают, умиротворяют детей, создают доверительную, психологически комфортную атмосферу, при этом дети учатся правильно обращаться со свечой, не прыгать, не бегать при зажженных свечах, не приближать к огню голову, чтобы не вспыхнули волосы, следить за безопасным расстоянием.

Упражнение 1. «Огонек»

Дети садятся на пол вокруг «круга безопасности» (это может быть обруч). В центре круга располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Педагог обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину, запах и т.д. Дети сравнивают ее с предыдущими свечами, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя признаки сходства и различия.

Педагог зажигает свечу, комментирует свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички, для чего нужны спички, из чего они сделаны, как звучит спичка при зажигании («чирк»). Просит детей рассказать о том, что нужно было сделать педагогу, чтобы зажечь свечу, как он это делал.

После этого дети берутся за руки, любуются огнем, его бликами в глазах друг друга. Педагог предлагает прищурить глаза и посмотреть на огонь (это упражнение повторяется несколько раз). Педагог и дети обмениваются своими ощущениями (кто-то видит солнечные лучики, кто-то лучики огня, радугу и т.п.).

Затем дети «умываются» теплым огоньком, поднося раскрытые ладошки к свече, ощущая ее тепло. Обратите внимание детей и на то, что при этом кончики пальцев освещаются.

Далее педагог раздает цветные стеклышки, вставленные в форму для лупы, предлагает посмотреть через них на огонь и насладиться изменением его цвета. Дети рассказывают об увиденном, меняются стеклышками с товарищами.

В заключение детям предоставляется возможность сравнить степень освещенности помещения при зажжении одной свечи, при нескольких свечах, при включенном электрическом освещении и высказать свои суждения.

Упражнение 2. «Ветерок»

Педагог напоминает детям о правилах пользования спичками. Просит их рассказать о том, как нужно действовать при зажигании свечи, знакомит со способами тушения свечи (залить водой, закрыть колпачком для тушения свечей, задуть). Все эти способы демонстрируются детям, объясняются правила использования того или иного способа тушения.

Далее детям предлагается задуть горящую свечу Для этого она располагается на уровне рта каждого ребенка. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом. Педагог говорит о том, что для тушения свечи необходим целенаправленный, сильный, короткий (резкий) выдох. Обращает внимание на запах потухшей свечи и легкий дымок.

Детям задается вопрос: «Почему не все смогли сразу потушить огонь?» Выслушав ответы детей, педагог обобщает их высказывания и делает вывод, что для этого необходим резкий и сильный выдох. Далее детям дается задание дуть на свечу так, чтобы пламя не

гасло, а только колыхалось или слегка отклонялось. Таким образом, ребенок начинает чувствовать и видеть результаты разной силы выдоха, а значит, и результат «тушения» огня способом задувания.

Упражнение 3. «Горячо — холодно»

Свеча стоит на полу в подсвечнике. Дети сидят вокруг «круга безопасности». Педагог постепенно опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментирует свои впечатления: высоко ладошка от огня — холодно, ниже — теплее, низко — горячо (отдергивает руку от огня).

Педагог предлагает детям «потрогать» огонек. Если не нашлось желающих сделать это самостоятельно, предлагает свою помощь —он берет ладошку ребенка в свою ладонь и совершает определенные действия. Комментируя выполняемые действия, дети на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя.

Упражнение 4. «Чем тушить огонь»

Проводится беседа о том, что сильный ветер задует небольшой огонек, а большое пламя может раздуть. Детям задается вопрос: «Чем можно загасить свечу или небольшое пламя?» Для этого проводится эксперимент «Потушим —не потушим» с широкими свечами.

Педагог производит действия с комментариями по тушению огня различными способами. Дети осуществляют допустимую помощь в деятельности педагога (подают стакан с водой, мокрую тряпочку и т.п.). Таким образом дети получают наглядное представление о средствах тушения огня.

Далее рекомендовано провести экскурсию к стенду с противопожарными средствами, имеющимися в учреждении.

Упражнение 5. «Горит — не горит»

Педагог предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкую бумагу и толстый картон, щепочку, металлическую палочку.

Все вышеперечисленные предметы даются детям для обследования, еще раз уточняются название предметов и их состояние (сухие или мокрые). Выслушивается мнение детей, что из этих предметов будет гореть, если их поджечь, а что нет.

Далее проводится эксперимент «Горит или не горит» с соответствующими комментариями. Все эти предметы педагог пытается зажечь над тазом с водой.

При этом обязательно соблюдаются правила пожарной безопасности (все загоревшиеся предметы тщательно тушатся в емкости с водой). Детям дается пояснение, что от плохо потушенных предметов может разгореться пожар и что в данном случае нельзя потушить огонь способом задувания.

В заключение детям предлагается рассказать о том, какие предметы быстро загораются, какие не могут гореть совсем и что надо делать, если предметы горят, чем их можно потушить. Можно ли использовать способ задувания, если горят большие предметы? А что надо использовать? Как?

Упражнение 6. «Цвет огня»

В данном случае дети сидят за столом, на котором лежит «круг безопасности». В середине круга зажигается свеча выбранной детьми формы и величины.

Детям дается задание при рассматривании огня понаблюдать за изменениями цвета (окраски) зажженной свечи, а также цвета самого огня. Дети обмениваются своими впечатлениями, определяют изменения цвета пламени.

Далее детям предлагается понаблюдать, как свеча сгорает и капли воска (парафина) стекают на подсвечник, застывая. После этого детям предлагается нарисовать зажженную свечу.

Упражнение 7. «Плавные движения»

Упражнение проводится с плавающими свечами. Оно помогает сформировать у ребенка плавные, размеренные движения рукой при передвиганий свечи в воде.

Плавающие свечи опускаются в емкость (тазик, ванночку), зажигаются. Дети наблюдают, как свеча в воде покачивается как лодочка. Во время выполнения данного упражнения у детей закрепляется знание того, что нельзя наклонять голову низко к огню

Педагог раздает детям плоские палочки, которыми они двигают свечи вдоль бортиков или друг к другу. При этом акцентируется внимание детей на том, что любое не верное движение сразу лишает игру своей прелести, свеча тонет и гаснет Дети на практике убеждаются в необходимости совершать плавные движения.

В заключение детям предлагается обратить внимание, как изменился окрас бортиков емкости для воды, когда внутри нее горят свечи.

Упражнение 8. «Ветерок» (поддувание плавающих свечей)

Для этого используется емкость для воды с низкими бортиками, она ставится на стол на уровне рта ребенка. Ребенок учится выдохом передвигать свечу по воде. При этом у него развивается сила выдоха и умение ощущать и
контролировать ее силу, направление, непрерывность.

Упражнение 9. «Лепка»

Для этого упражнения необходимо выбрать свечи, изготовленные из вещества, которое при нагревании не стекает, а накапливается вокруг фитиля небольшими порциями. Накопившуюся вокруг фитиля жидкость постепенно выливают в воду:

а) эту теплую массу предлагается взять и разминать в руках, что позволяет детям развивать мышцы пальцев;
б) в вылитой в воду массе детям предлагается разглядеть, попытаться найти какие-то знакомые образы. Это помогает развивать воображение.

Знакомство детей дошкольного возраста с костром

В русских народных сказках огонь является одним из ярких образов. Детям необходимо дать представление о костре, его внешнем виде, свойствах, правилах поведения вокруг костра. Занятия проводятся на специально выделенном участке или на природе, в зависимости от возможности.

Дети самостоятельно собирают хворост, заранее заготовленный в зоне видимости и безопасности. Вместе с педагогом отбирают сухой. Становятся в круг на безопасном расстоянии от костра, и педагог его разжигает Ветки трещат, появляется огонь, разгорается, показывается дым, который «ест» глаза Все это комментируется педагогом и обсуждается с детьми.

Далее дети водят хоровод вокруг костра, прыгают через него, что помогает впоследствии лучше понять, например, сказку «Снегурочка». Педагог объясняет детям необходимость тщательного тушения огня на природе.

Дети заливают огонь, видят черный круг и угли, получая таким образом наглядную картину разрушающей силы огня. Последующая зарисовка костра закрепляет полученные знания.

Организация и проведение праздника «Масленица» дает возможность познакомить детей с использованием костра в народном празднике.