Очень стеснительный ребенокЗастенчивость мешает сыну общаться с другими детками. Я воспитываю сыночка Диму, которому сейчас 3 года.

Он послушный мальчик, не шумит и не хулиганит, но есть одна проблема — он очень застенчивый ребенок. Это качество мешает ему общаться с другими детками.

Со своей стороны я всеми способами пытаюсь помочь ему, ведь из-за стеснительности он может вырасти со слабыми социальными навыками, что отразится на учебе, карьере и семейной жизни.

Хочу поделиться с мамочками своими способами борьбы с застенчивостью сына. Нужно рассказывать ребенку о собственной застенчивости. Проявляйте сочувствие к проблемам малыша, чтобы он научился контролировать свои чувства.

Говорите, что понимаете его страх куда-то идти или с кем-то общаться, что вы сами иногда испытываете то же самое. Это позволит крохе почувствовать понимание, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах. Обсудите с малышом плюсы общения.

Ему будет проще справляться с робостью, если он начнет понимать для чего это нужно. Не навешивайте ярлыки. Проигрывайте «страшные» ситуации. Можно использовать игрушки и играть в ролевые игры. Награждайте ребенка за общительность.

Каждый раз, когда сын преодолевает робость, я его хвалю словесно, а также покупаю любимое лакомство или игрушку. Помогайте своему ребенку, и у вас обязательно все получится!

Почему ребёнок начинает стесняться?

За тем, что мы привыкли называть стеснением, могут скрываться самые разные состояния.

  • Врождённая высокая чувствительность нервной системы: для таких детей серьёзной нагрузкой и причиной стресса и робости могут оказаться яркий свет, громкие звуки, многолюдные места, обилие впечатлений.
  • Нехватка навыков социального взаимодействия: некоторым детям сложно распознать невербальные сигналы, считывать эмоции окружающих. Они могут не сразу заметить агрессию или искренне отвечать на ироничный вопрос.
  • Соматические причины: иногда нормальной коммуникации мешают трудности со зрением, слухом, первичной обработкой стимулов. Или, например, недомогание во время или после болезни.
  • Опыт враждебного окружения, травматических переживаний: обжёгшись однажды, ребёнок может ещё долгое время опасаться любого общения.
  • Психологические трудности, сопряжённые с повышенным базовым уровнем тревожности: да, синдром повышенной тревожности встречается не только у взрослых.
  • Состояние адаптации к серьёзным переменам в образе жизни: перемена места жительства, расставание родителей, поступление в детский сад или школу — всё это может выбить ребёнка из колеи и повлиять на его коммуникативные способности.

Повышенные требования окружения к ребёнку, строгий контроль и дисциплина: опасаясь совершить ошибку и не дотянуть до предъявляемых ему высоких требований, ребёнок не решается и пробовать.

Расстройства аутистического спектра: аутизм, синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство, неспецифическое первазивное нарушение развития — всё это накладывает отпечаток на коммуникацию.

Как помочь ребёнку преодолеть стеснение?

Первым делом нужно выяснить, не вызваны ли его проблемы соматическими причинами, особенностями психической сферы, травматическим опытом. Если такой опыт есть, ребёнку необходима помощь психологов и специалистов.

В любом случае важно спокойно признавать дискомфорт ребёнка, помогать ему анализировать, что именно его вызывает, подтверждать его право на стремление избежать неприятных ощущений.

Делайте мир ребёнка предсказуемым — рассказывайте, что будет завтра, куда вы идёте сейчас, кто придёт в гости вечером. Помогайте ему понять поступки и чувства других людей, поясняя их поведение в тактичной форме.

Что прочитать родителям стеснительных детей:

Читайте вместе сказки и истории, где главный герой похож на ребёнка и испытывает те же трудности. Можно проигрывать на игрушках ситуации, проговаривать чувства персонажей («котик так стесняется, потому что никого тут не знает»; «овечка боится, что у неё не получится — и поэтому не хочет даже пробовать»).

Проговоренная много раз ситуация стресса теряет свою остроту. Придумывайте вместе истории, в которых дети будут главными героями — сильными, решительными и смелыми.

Обеспечивайте ребёнку безопасность — будьте рядом, позволяйте взять с собой любимую игрушку, защищайте от бестактных или подшучивающих комментариев окружающих.

Не стоит специально организовывать трудные для ребёнка ситуации: привлекать к нему всеобщее внимание, выталкивать его на сцену, ставить перед гостями на табуретку с чтением стишка, заставлять и настаивать на общении с окружающими.

Принцип «вытолкни из лодки — научится плавать» не работает почти никогда

Воспитание стрессом скорее всего приведёт к недоверию и расстройству привязанности. Никогда не стыдите ребёнка за смущение и не сравнивайте его с более уверенными в себе детьми.