Разговаривайте со своим малышом!Моему сыну 3 года и 8 месяцев. Он разговаривает на своем «языке», некоторые слова говорит четко, а в основном что-то лопочет и жестикулирует.

— Развитие речи у каждого ребенка идет индивидуально. Не сравнивайте своего сына с другими детьми. Он неповторим. Я считаю, что с 4 лет можно начинать активную работу по постановке звуков, по обогащению словаря, исправлению грамматических ошибок с логопедом.

А пока вам необходимо стимулировать двигательное развитие мальчика. Обязательно развивать мелкую моторику пальцев рук игрой с мелкими предметами, рисованием, конструированием, занятиями лепкой.

Ребенок должен получать достаточно информации об окружающем мире. Надо учить его всматриваться и вслушиваться в то, что происходит вокруг. Весь мир ребенок должен изучить своими органами чувств (зрением — увидеть, слухом услышать, обонянием — понюхать, вкусом — попробовать, кожей — потрогать).

Вы же должны быть терпеливым проводником для малыша в мире: называйте, объясняйте, показывайте то, что окружает растущего человечка.

Существует мнение, что маленькие дети до какого-то возраста не обращают внимание на то, что происходит вокруг. «О чем тут говорить, он еще не понимает» — вот, что часто говорят в таких случаях.

Или родители могут думать, что ребенок о чем-то важном, что происходит в семье, не думает: «Да он вообще спокойно к этому относится, сидит играет себе, даже ничего не спрашивает». К счастью или к сожалению, но это не так.

От рождения детям дана уникальная способность — считывать все эмоции с нашего лица, мимики, улавливать тон голоса и на этом не вербальном уровне понимать, что происходит в семье. Если ребенок о чем-то не говорит, то это не означает, что он об этом не думает. А поскольку ребенок эгоцентричен, то всё, что происходит вокруг, он воспринимает на свой счет, винит себя в происходящем.

Дети все понимают и все чувствуют, даже будучи младенцами, только не так как взрослые. К. Эльячефф в книге «Затаённая боль» описывает, как она разговаривала с младенцами об их жизненных обстоятельствах, и это помогало им выжить.

Разговаривать с детьми очень важно.

Говорите младенцу вслух о том, что сейчас собираетесь делать, куда вы собираетесь пойти, что будете одевать, и прочие похожие мелочи. Пусть они не кажутся вам глупыми. Эти мелочи создают ощущение безопасности, уверенности и формируют доверие к родителю: «Сейчас мама найдет твои штанишки, и мы будем одеваться!

Сейчас я включу музыку, и мы потанцуем!». Мелочью это кажется только на первый взгляд.

Говорите с детьми о том, что стало причиной вашего плохого настроения: «У меня был тяжелый день на работе, поэтому я была раздражена, и резко тебе ответила. Прости, ты тут не виноват. Я тебя люблю». Ведь часто бывает так: родитель раздражен, зол, например, из-за проблем на работе или усталости и он, не осознавая этого, начинает сливать свое раздражение на ребенка, сам, искренне считая, что раздражает его именно ребенок.

На самом деле, конечно, ребенок просто «подвернулся под руку» и ни в чем не виноват. В этой ситуации полезно остановиться, осознать, что происходит, откуда взялись негативные эмоции и как можно ослабить напряжение более экологичным способом, нежели, сливая его на собственного ребенка.

Говорите с детьми, если семью ждут перемены: «Скоро мы переедем в другой город», «Мы с мамой больше не будем жить вместе, так сложилось, ты тут не причем. Я тебя люблю и буду всегда любить. Мы будем часто видеться или созваниваться».

К подобным переменам невозможно подготовиться, и дети в этих случаях могут очень эмоционально реагировать: кричать, плакать, злиться. Но это нормальная реакция, просто нужно помочь ребенку пережить эту новость. Как? Быть рядом и быть готовым поговорить об этом в любую минуту. Техника активного слушанья, описанная в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком.

Как?» нам в помощь. Если в семье есть какие-то сложные обстоятельства, например, развод родителей, смерть кого-то из близких, напряженные отношения, страхи связанные с потерей работы, об этом обязательно нужно разговаривать с детьми.

Конечно, не нужно выкладывать подробности того, кто негодяй и как он мог так поступить. Но объяснить на доступном для ребенка языке, что происходит важно и нужно. Это снимает тревогу, чувство вины, страх перед будущим, неуверенность в своем положении. Объяснения делают обстановку более прозрачной и понятной.

Для того, чтобы говорить о серьезных вещах родителю важно самому научиться понимать, что он чувствует, как относится к сложившейся ситуации: «Ты знаешь, я тоже очень расстроена». Это честно и вовсе не выдает слабость взрослого.

Говорите правду: «Сейчас будем сдавать кровь и это может быть неприятно, немножко больно. Но я все время буду рядом с тобой».

И еще один важный момент: прозрачность и понятность обстановки вокруг возникает, если родитель делает то, что говорит. Очевидная вещь, но напомнить о ней будет не лишним. Когда мама на детской площадке постоянно делает замечание ребенку, который балуется «Ох, сейчас домой заведу…

Будешь убегать – домой пойдем… Я же сказала домой пойдем». Но домой никто так и не пошел, а значит маме не обязательно верить, мало ли что она говорит…

Разговаривайте со своими детьми. По мелочам и по важным вещам… это одинаково важно для ребенка любого возраста. Будьте честными с ребенком и с самим собой и тогда многие сложности в воспитании вас обойдут.