Рекомендации родителям по воспитанию детей— Необходимо научить ребенка критично относиться к себе. Однако никогда не следует обсуждать негативные черты его характера. Нужно указывать на конкретные ошибки, допущенные в каком-либо деле.

При завышенном уровне притязаний

— Ребенок должен научиться уважать окружающих людей и учитывать в своем поведении их интересы. Ему полезно вставать на чужое место, воображая себе чувства и мысли другого человека, смотреть на себя со стороны.

Регулярно сообщайте ребенку о своих собственных переживаниях, побуждайте анализировать чувства и реакции других людей на тот или иной его поступок. Иногда можно разыграть небольшую сценку, изобразив какую то проблемную ситуацию, где малыш будет, например, мамой, а взрослому достанется роль ребенка.

— Очень полезно выполнять задания по образцу: срисовывать картинки, лепить фигурки из пластилина, делать аппликации, собирать мозаику. Следите, чтобы ребенок доводил работу до конца.

Полученный результат нужно сравнить с образцом, найти и по возможности исправить погрешности. Со школьником подобным образом разбирайте учебные задания, за которые он получил низкую оценку:

— обсуждайте ошибки, пытайтесь

— определить их причину.

— Не нужно поощрять желание ребенка обвинять в своих неудачах обстоятельства или окружающих людей. Конечно, иногда действительно мешают внешние причины.

Но если в неудачном исходе дела частично или полностью виноват сам малыш, нужно прямо сказать ему об этом. Другими словами, ребенок должен научиться отвечать за свои поступки.

При заниженном уровне притязаний

— Не надо ставить ребенку в пример ни других детей, ни самого себя («Вот я в твои годы!..»). Конечно, можно выражать восхищение чужими достижениями, но не унижая при этом своего ребенка.

Нужно подчеркнуть, что всему можно научиться и он тоже станет ловким и умелым, если будет стараться. При этом ни в коем случае нельзя слишком сильно давить! Нужно только выразить спокойную уверенность, что у него все получится.

— Ребенку нужно почувствовать себя компетентным в каком-нибудь деле. Например, можно договориться, что он регулярно будет помогать по хозяйству. При этом стоит не только объяснить ему алгоритм действий, но и углубиться в суть дела.

Обсудите, зачем нужно выполнять эту работу, что случится, если никто не будет ее делать и т. д. Например, пусть он регулярно поливает цветы или убирает свою комнату.

Побуждайте ребенка не забывать о своем деле и не оставляйте без похвалы реальные заслуги. Иногда предлагайте выполнять интересные упражнения на развитие логики, внимания, воображения и т. п.

Некоторое время пусть ребенок делает только простые для него задания, с которыми он точно справится. Усложнять их следует постепенно и плавно.

Устраивайте «мягкие» соревнования с ребенком. Кто быстрее уберет постель?

Кто дольше простоит на одной ноге? Если они будут проходить весело и дарить малышу ощущение собственной победы, то принесут много пользы.

— Расширяйте кругозор ребенка: чем больше знает человек, тем больше стремлений у него возникает. Но не навязывайте походы во взрослые музеи или на скучные концерты. Находите занятия, подходящие ребенку по возрасту и по наклонностям.

Внимание! Данные методики не являются полноценными психодиагностическими тестами. Они могут служить только для первичной оценки уровня притязаний ребенка. При возникновении вопросов или сомнений обязательно обратитесь к детскому психологу.