— Необходимо научить ребенка критично относиться к себе. Однако никогда не следует обсуждать негативные черты его характера. Нужно указывать на конкретные ошибки, допущенные в каком-либо деле.
При завышенном уровне притязаний
— Ребенок должен научиться уважать окружающих людей и учитывать в своем поведении их интересы. Ему полезно вставать на чужое место, воображая себе чувства и мысли другого человека, смотреть на себя со стороны.
Регулярно сообщайте ребенку о своих собственных переживаниях, побуждайте анализировать чувства и реакции других людей на тот или иной его поступок. Иногда можно разыграть небольшую сценку, изобразив какую то проблемную ситуацию, где малыш будет, например, мамой, а взрослому достанется роль ребенка.
— Очень полезно выполнять задания по образцу: срисовывать картинки, лепить фигурки из пластилина, делать аппликации, собирать мозаику. Следите, чтобы ребенок доводил работу до конца.
Полученный результат нужно сравнить с образцом, найти и по возможности исправить погрешности. Со школьником подобным образом разбирайте учебные задания, за которые он получил низкую оценку:
— обсуждайте ошибки, пытайтесь
— определить их причину.
— Не нужно поощрять желание ребенка обвинять в своих неудачах обстоятельства или окружающих людей. Конечно, иногда действительно мешают внешние причины.
Но если в неудачном исходе дела частично или полностью виноват сам малыш, нужно прямо сказать ему об этом. Другими словами, ребенок должен научиться отвечать за свои поступки.
При заниженном уровне притязаний
— Не надо ставить ребенку в пример ни других детей, ни самого себя («Вот я в твои годы!..»). Конечно, можно выражать восхищение чужими достижениями, но не унижая при этом своего ребенка.
Нужно подчеркнуть, что всему можно научиться и он тоже станет ловким и умелым, если будет стараться. При этом ни в коем случае нельзя слишком сильно давить! Нужно только выразить спокойную уверенность, что у него все получится.
— Ребенку нужно почувствовать себя компетентным в каком-нибудь деле. Например, можно договориться, что он регулярно будет помогать по хозяйству. При этом стоит не только объяснить ему алгоритм действий, но и углубиться в суть дела.
Обсудите, зачем нужно выполнять эту работу, что случится, если никто не будет ее делать и т. д. Например, пусть он регулярно поливает цветы или убирает свою комнату.
Побуждайте ребенка не забывать о своем деле и не оставляйте без похвалы реальные заслуги. Иногда предлагайте выполнять интересные упражнения на развитие логики, внимания, воображения и т. п.
Некоторое время пусть ребенок делает только простые для него задания, с которыми он точно справится. Усложнять их следует постепенно и плавно.
Устраивайте «мягкие» соревнования с ребенком. Кто быстрее уберет постель?
Кто дольше простоит на одной ноге? Если они будут проходить весело и дарить малышу ощущение собственной победы, то принесут много пользы.
— Расширяйте кругозор ребенка: чем больше знает человек, тем больше стремлений у него возникает. Но не навязывайте походы во взрослые музеи или на скучные концерты. Находите занятия, подходящие ребенку по возрасту и по наклонностям.
Внимание! Данные методики не являются полноценными психодиагностическими тестами. Они могут служить только для первичной оценки уровня притязаний ребенка. При возникновении вопросов или сомнений обязательно обратитесь к детскому психологу.