Психосексуальное развитиеЗдесь необходимо отметить следующее. Новорожденный, естественно, не имеет представления о том, кто он, мальчик или девочка, он не имеет представления о многом, в том числе и об этом. 2-летний ребенок уже может назвать свой пол, следовательно, он уже знает, что «я — мальчик» или «я — девочка».

В возрасте 2,5 — лет он уже различает пол окружающих его людей и безошибочно употребляет слова «дядя» и «тетя».

Все это так, но тем не менее, когда ребенок говорит «я мальчик» или «я девочка», эти слова для него просто своеобразная табличка.

Для 2-летнего ребенка быть мальчиком не означает ничего другого, кроме того, что «я — мальчик», он не связывает с понятием «мальчик» какую-либо форму поведения. Ребенок еще не знаком со своей ролью и не знает, чего от него ожидают как от мальчика.

Следующая задача ребенка и его окружения состоит в том, чтобы эту простую вывеску «я —мальчик » наполнить соответствующим содержанием, теми формами поведения, которых данное общество, данная культура требует от мальчика или девочки.

Роль родителей двояка. Одна из ее сторон заключается в том, что родители с самого начала поощряют, подкрепляют мальчишеские формы поведения сына и наказывают или попросту не поощряют проявление форм поведения, свойственного девочкам.

Например, ребенок с раннего детства наблюдает, что военные, милиционеры или пожарники обычно мужчины, а среди воспитателей, нянечек встречаются главным образом женщины. Все это помогает ребенку довольно быстро распознать, какого «соответствующего его полу» поведения ожидает от него взрослое окружение.

Второй аспект этого вопроса связан с поведением родителей. В здоровой семье перед ребенком проходит жизнь мужчины и женщины. Таким образом, было бы вполне естественно, что девочка учится женственному поведению у матери, а мальчик постигает науку мужественного поведения на примере отца.

Именно так это и происходит, ребенок отождествляет себя с одним из родителей, но в действительности этот процесс гораздо сложнее. Связано это с тем, что в раннем детстве все дети, в том числе и мальчики, отождествляют себя прежде всего с матерью,и, таким образом, мальчику вначале необходимо отделиться от матери и лишь после этого он начинает отождествлять себя с отцом.

Происходит это в период между третьим и шестым годами жизни ребенка, когда он замечает сходство гениталий, т. е. анатомическое сходство между собой и отцом. В этот период мальчик начинает постепенно отделяться от матери и обращаться к отцу. В результате отождествления себя с отцом к 6-летнему возрасту ребенок, можно сказать, психологически уже становится мужчиной.

Никогда в течение всей своей жизни мужчина не будет более мужчиной, чем в шестилетнем возрасте, когда ребенок строго придерживается всего мальчишеского и решительно отвергает формы поведения, свойственные девочкам.

И если в первых классах это наблюдается еще не столь отчетливо, то начиная со II класса (даже в смешанных классах) коллектив резко разделяется на две половины по половому признаку. Мальчикам даже не приходит в голову контактировать с девочками, поведение которых вызывает у них только антипатию.

В равной степени это справедливо и наоборот: девочки дружат с девочками и совершенно не могут устанавливать дружеские товарищеские отношения с мальчиками. Мальчики и девочки закономерно разделяются на два чуждых один другому мира, и этот процесс не может остановить даже их совместное воспитание.

Таким образом, в этом возрасте мальчик становится уже настоящим мужчиной, чему, кстати, имеется очень интересное доказательство из области педагогики — это так называемая ситуация двойной связи.

Если мы в любой школе страны попросим учителей назвать трех лучших по поведению и успеваемости, а также трех худших по поведению и успеваемости учеников Iклассов, то в 30 случаях из 100, а возможно и более часто, окажется, что среди детей, отличающихся примерным поведением, все трое — девочки, из трех наиболее успевающих —по меньшей мере две девочки, что все трое детей нарушителей дисциплины — мальчики, а среди трех неуспевающих — по крайней мере двое также мальчики.

Психосексуальное развитие ребенка

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что в I-II классах девочки обычно лучше читают, пишут и считают, чем мальчики, кроме того, они обладают более богатым словарным запасом. Чем это объясняется?

Причина, очевидно, состоит не в том, что девочки от природы умнее и более способны к обучению, чем мальчики. Объясняется это явление тем, что в 6-летнем возрасте мальчик уделяет главное внимание мальчишескому поведению, формам поведения, свойственным мужчинам, которые он и копирует.

Как же дети могут узнать, кому свойственна какая-либо форма поведения? Очевидно, только путем наблюдений за поведением взрослых. Если писать, читать и считать мальчика учит женщина, ученик воспринимает письмо, чтение и счет как женскую форму поведения, и эти занятия далеко не в такой степени близки ему, как девочке, для половой роли которой совершенно естественно, что ее обучает учительница.

Впоследствии мы замечаем, что преимущество девочек постепенно исчезает, и в подростковом возрасте наблюдается совершенно обратная картина: лучшие и худшие ученики обычно мальчики, а девочки занимают в этих «ножницах» промежуточную позицию.

Почему же девочки, которые в младших классах столь выгодно отличались от мальчиков, постепенно переходят в категорию посредственных учеников? Здесь также проявляется ситуация двойственности. Одним из элементов мужской половой роли с незапамятных времен (с каких пор — об этом мы поговорим несколько позднее) является превосходство над другим полом.

В том возрасте, когда у девочек и мальчиков начинает проявляться интерес к представителям противоположного пола, девочки с недоумением и растерянностью обнаруживают, что их успехи в учебе и высокий интеллектуальный уровень отрицательно сказываются на отношениях с мальчиками.

Попросту говоря, мальчики не хотят дружить с девочкой, которая умнее их, и поэтому отличница со временем почувствует, что в отношениях с мальчиками у нее не все благополучно. Ей не остается ничего другого, как сдать свои позиции, ведь дружеские отношения с каким-либо мальчиком для нее имеют большое значение. В этом проявляется первая сторона двойственности.

Вторая ее сторона связана с тем, что семья, родители по-прежнему подгоняют девочку, им очень хочется, чтобы их дочь была, как и раньше, отличницей, и в результате этих двух противоположных стремлений школьные успехи девочки будут посредственными.